"КАК ЛЮДИ ДРУГ ДРУГА ЛЮБЯТ" Эта фраза из арии Пролога, отправной точки спектакля ."..Наш автор желает вам рассказать неподдельные страданья. Он хочет вам показать, что и актёр — человек. Он лишь о правде одной помышлял, правдой лишь вдохновлялся! В душе его восставали грустной толпою воспоминанья, о них слезами он рассказал, а рыданья ему помогали! Итак, вы здесь сейчас увидите, как люди друг друга любят, и злобы жестокой деяния, и страданья наши, и крики ярости. И смех безжалостный! Позвольте ж просить вас позабыть на время, что пред вами комедианты, — в души наши вы загляните, и что мы люди тоже — вас помнить прошу я, что, подобно всем на земле, живём мы, и любим, и страдаем!" В Музыкальном театре Республики Карелия состоялась премьера мирового оперного шедевра "Паяцы". Смелая и невероятно талантливая Анна Осипенко "замахнулась на самого" Руджеро Леонкавалло и не прогадала. Теперь я уверена: на долгое время эта постановка хит для меня, петрозаводчан и гостей. Это тот самый продукт, ради которого стоит ехать в Петрозаводск. Небольшая, в оригинале всего 70 минут, опера Леонкавалло не может похвастаться затейливостью сюжета. Это как раз та самая жизненная история вне времени, о которой удовольствием и с волнением сплетничают кумушки. Услышав о которой - веришь каждой детали, ужасаешься и приговариваешь - "кино можно снимать". Все просто - когда то бродячий артист Канио подобрал на улице голодную сироту Недду, она стала играть в его уличном театрике и стала его спутницей. Он ее любит, а она? Влюбляется в простого крестьянского парня Сильвио, который предлагает ей сбежать и начать новую жизнь. В итоге, все раскрывается из-за интриги оскорбленного актера Тонио и даже простодушный Арлекин не может ничего исправить. Происходит настоящее убийство, Недда и Сильвио погибают, а комедия легким взмахом ножа превращается в трагедию. Кстати Леонквалло написал и музыку и либретто своего произведения. Представляете как трудно было нашим актерам, если вспомнить, что Канио исполнял Паваротти, Плачидо Доминго и другие знаменитости, а Недду играла сама Джина Лоллобриджидда и пела Анна Нетребко.... И всё же, всё же... Всё сложилось и получилось самым лучшим образом. Вот команда, благодаря которой постановка стала сокровищем Музыкального театра: Музыкальный руководитель и дирижер – Михаил Синькевич Режиссер-постановщик – Анна Осипенко Хормейстер – Александр Зорин Художники-постановщики – Мария Лукка и Александр Мохов Художник по свету – Стас Свистунович Хореограф-постановщик – Анна Белич Спектакль очень современный, стильный в каждой детали, при этом нюансы рассматриваешь с детским любопытством, удивляясь и восторгаясь тому, что каждый уголок сцены, деталь одежды используется артистами по максимуму в пользу основной темы. Как бы мы ни посмеивались над рифмой Любовь-Кровь, именно в ней все дело - людские страсти, нежность, бешеная ревность, затмевающая сознание, благородство и подлость, гадкая месть и расплата. Весь этот виртуальный букет расцвел благодаря цирковому ли, древнегреческому ли амфитеатру, красному пальто Коломбины-Недды, точному гриму, который исчезал и появлялся во время действия, будто актеры ненадолго становились людьми, а затем снова превращались в героев пьесы и тысячам других деталей. Сценография удивительная. Действие было похоже на бесконечный калейдоскоп зеркальных отражений и преломлений. По сюжету Леонкавалло жизнь в театре смешана с театром в жизни. У Анны Осипенко эти обстоятельства визуально усугублены до бесконечности - здесь бродячий театр, оказывается в помещении деревенского театра/цирка, они гримируются и поют на лайв-камеру, которая в режиме прямого эфира, с помощью настоящего видеооператора (!) показывает зрителю крупные планы, словно в кино... Жизнь театра в театре, театр про жизнь в кино, видео для соцсети.... Актеры-люди появляются в яркой одежде на которой стильно вписаны в картинки их роли, этим они отличаются от деревенских жителей (хора ) в однотонных серых одеждах. Но позже в самой трагической сцене развязки, актеры театра раздают деревенским зрителям клоунские парики и носы. И вот они уже сами актеры этой истории, полноценные участники представления. Работа хореографа поразительная. Анна Белич элегантно показала сценические и жизненные любовные сцены и если актерских сценах резковатые движения в духе комедии дель-артэ вызывали улыбку, то в сценах любовных объяснений Сильвио и Недды - вызывали нежный трепет от сплетенных рук в одном рукаве пальто, а в сцене приставаний Тонио к Недде физическое желание встряхнуться. А какое впечатление от сцены замедленного фонового представления в амфитеатре, когда хор Музыкального театра играл восторженных зрителей представления в рапиде! Точная сочная роскошная световая партитура Стаса Свистуновича позволила наслаждаться всем спектаклем, словно идеально смонтированным фильмом, где выделяется то что нужно, при гениальном монтаже. Потрясающий хор Музыкального театра - это его фишка, гордость, залог успеха. Не понимаю, как Александр Зорин добивается такой сплоченности, такой гармонии звучания, передачи тончайших нюансов смысла текста, подробностей партитуры. Кроме того, что хор составлен из прекрасных профессионалов, они все интересные индивидуальности и каждый из них, на кого ни посмотри, в любом моменте спектакля полноценно отыгрывает сюжет! Брави! В этом спектакле, пусть и в меньшем составе, чем в "Алеко" были заняты спортсмены Федерации трикинга Республики Карелия (Дарья Харитонова, Артем Калашников, Вадим Никифоров, Даниил Хвесько). Но слово спортсмены писала с трудом - полноценные актеры, (только не пели) в совершенстве владеющие акробатической наукой. Составы исполнителей будуту меняться и каждый найдет для себя фаворитов, но я рада, что на премьерном показе были заняты именно эти артисты: Павел Назаров в роли Тонио - роскошный, теплый, богатый, коварный и драматический. Удивительная находка - в этой постановке, спортивного подтянутого Павла, превращали в неприятного гадкого Тонио с помощью накладного жирного безобразного тела. Дарья Батова в роли Недды - по-новому открылась открылась в этой постановке. Наполненная трагическая актриса, словно задышала глубоко, настоящая, живая, непокорная красавица к которой не слишком благосклонна Судьба. Антон Халанский в роли Канио - талантливый незнакомец для петрозаводской публики. Настоящее открытие. Яркий, напористый Канио, полный животного магнетизма, угрожающей сокрушающей силы. Вячеслав Хавренок в роли влюбленного Сильвио - романтический, мягкий соловей, нежный влюбленный, отчаянно верящий в возможность долгой и счастливой жизни с Неддой. Прекрасный голос и глубокое проникновение в роль. Чингиз Кадыров в роли Арлекина - абсолютно в характере роли - веселый простак, без всех этих любовных глупостей. Такой не будет слишком убиваться из за всего произошедшего. Найдет новый театр. Где будет также честно исполнять свою роль. Великолепно👏👏👏 Анна Осипенко, Музыкальный театр Республики Карелия спасибо за это роскошество! Поздравляю с премьерой! Долгой жизни "Паяцам" и зрительской любви! Фотографии Виталия Голубева из группы театра. Для вдохновения классическая итальянская постановка - фильм-опера "Паяцы" (1948 год режиссер Тито Гобби) https://www.youtube.com/watch?v=sljvamShlD